Москва: +7 495 234 4959 Санкт-Петербург: +7 812 740 5823 Лондон: +44 (0) 7384 418877

Антон Именнов в программе «Рикошет». «Эхо Москвы», 19 сентября 2018 года

Расследование Московского центра Карнеги «Олигархи в сетях». Как сведения из интернета могут стать основанием для включения в санкционный список

 

 

А.Соломин – 18

―35 в Москве. Всем здравствуйте! Вы слушаете радио «Эхо Москвы». Меня зовут Алексей Соломин. Сегодня в «Рикошете» поговорим о материале опубликованным Московским центром Карнеги. Познакомиться с ним вы можете на сайте «Эхо Москвы» в блоге «Статья дня». Сергей Гладин и Антон Именнов – авторы этого материала. И сейчас к нам присоединяется один из авторов – Антон Именнов, адвокат, управляющий партнер московского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper. Антон, здравствуйте!

А.Именнов

― Алексей, добрый вечер! Спасибо за приглашение в эфир.

А.Соломин

― Я в двух словах скажу нашим слушателям, что речь идет о принципе формирования персональных санкций, о том, какое они влияние оказывают на тех бизнесменов и чиновников, которые в них оказываются. И самое интересное, как они туда попадают, по каким данным, откуда эти данные берутся.

Вот, Антон, скажите, пожалуйста, из статьи я понял, что один из самых весомых источников для американских чиновников, — это, собственно, открытые данные, размещенные в интернете. У нас к ним относятся с сомнением. А американцы при принятии подобного рода решений к этим данным относятся серьезно?

А.Именнов

― Безусловно. Мы при исследовании пришли к однозначному выводу, что OFAC – это санкционный орган США, подразделение Минфина, очень серьезно относится к интернету как к источнику информации. И на примере Дерипаски продемонстрировали, как они пришли к выводу о том, что он представляет определенную угрозу и после этого включили его в санкционный список.

А.Соломин

― Да, Олег Дерипаска – это одна из персоналий, которых включили в список. А вот можете мне примеры привести, какие именно вещи удалось об Олеге Дерипаске найти, из-за каких вещей его включили?

А.Именнов

― Там достаточно обширный список…

А.Соломин

― Пару примеров просто.

А.Именнов

― Привожу (Фадеева?). Но, по сути, это — что Олег Дерипаска не отделяет себя от российского государства, то, что он признавал у себя наличие дипломатического паспорта. И как результат он представлял интересы Российской Федерации.

А.Соломин

― И всё это – бац! – ссылка в интернете в Гугле, просто какое-то упоминание, статья или что-то такое, да?

А.Именнов

― Это можно сказать, прямая речь его. Здесь на самом деле не совсем так просто. Если вы введете определенный алгоритм поиска, то по этому поиску вы получите тысячи результатов, ссылок. И вот некоторые из этих ссылок даются на очень авторитетные источники. То есть в самом OFAC, как мы понимаем, есть градация СМИ. И, безусловно, СМИ первого уровня – это респектабельные англоязычные СМИ, такие как: Financial Times, Washington Post, Wall Street Journal и так далее.

А.Соломин

― И даже в том случае, если они ссылаются на источники свои, если это не прямая речь персоналии вот этой?

А.Именнов

― Да. Но здесь такой комплекс информации, то есть это могут быть как ссылки на прямую речь, так и какая-то информация, которая, я более чем уверен, дополнительно проверяется. Но отправной точкой служит именно вот эта информация в интернете. И очень важно отметить, что эта информация не была опровергнута.

А.Соломин

― У наших граждан такая позиция: В интернете мало ли что пишут, на заборе тоже пишут. Для американцев важно: если ты не пришел в суд и не сказал, что это неправда, значит, э то правда.

А.Именнов

― Давайте здесь сделаем две оговорки. Первая: всё зависит, конечно, от уровня СМИ. Мы не говорим о каких-то Телеграм-каналах или помоечных сайтов типа… не буду упоминать в прямом эфире, но мы все знаем, о чем идет речь. Это первое.

А второе: естественно, анализируется само качество информации. То есть там сидят не идиоты. При всем нашем понимании, у нас оно нес ограниченное. Но надо уважать другую сторону и понимать, что, несмотря на то, что они НРЗБ делают не на русском языке… допустим, у них есть ограничение языковое, они смотрят англоязычные сайты, но, тем не менее ,они достаточно вдумчиво анализируют информацию.

Я могу вам еще такой пример привести, что, по сути, этот алгоритм, который мы приводим в статье, он может применяться практически к любому более-менее значимому российскому олигарху. Ну, и при всем уважении к вашему главному редактору Алексею Венедиктову, чем он не следующая мишень? Вот я вам такой могу риторический вопрос задать. Он работает в структуре «Газпрома», он друг Пескова. О чем он говорит… И когда закончатся все олигархи, то к нему могут прийти с вопросами, или когда он будет пересекать границу…

А.Соломин

― Но я здесь, знаете, могу на это ответить вашими словами: Там же не идиоты сидят.

Я хочу вам еще один вопрос задать, но позвольте я нашим слушателям предложу голосование. Голосование связано как раз с самим фактом персональных санкций, разделением санкции на персональные и на применяемые против государства. Считаете ли вы справедливым, когда санкции вводятся против государства, а не ограничиваются персоналиями? Если да, это справедливая история – 660 06 64. Если это несправедливо – 660 06 65.

Антон, я еще один вопрос хотел вам задать — по поводу соцсетей. Вот насколько они представляют проблему для российских чиновников и бизнесменов, которым грозят санкции, к которым уже применены какие-то санкции?

А.Именнов

― Здесь бы я мог сказать следующее: давайте исходить из того, что язык свой – враг; всегда думайте, что и где вы говорите, потому что мы сейчас живем в новой реальности – реальности санкционного права, и наш мир стал абсолютно транспарентным, в наш обиход вошли слова аббревиатуры такие как НРЗБ. И самый главный совет: определитесь, наконец, вы бизнесмены или политики.

А.Соломин

― Потому что это очень важная связка. Если человек участвует в политической жизни страны, он попадает под объектив исследователей из Минфина и прочих инфраструктур.

А.Именнов

― Мы же все прекрасно понимаем, что если в США лоббизм узаконен, то у нас такого понятия на законодательном уровне не закреплено. Поэтому здесь возникают серьезные уголовные риски и, в том числе, эта тема, которую мы сейчас обсуждаем – это санкционные риски, когда человек, который ведет бизнес, в то же время не отделяет себя от государства и, соответственно, предполагается, что он может получать какую-то материальную выгоду от этого государства.

А.Соломин

― Спасибо вам большое. В эфире радиостанции «Эхо Москвы» Антон Именнов, адвокат, управляющий партнер московского офиса коллегии адвокатов Pen&Paper, автор статьи, которую публикует Московский центр Карнеги. Статья называется: «Олигархи в сетях. Как сведения из интернета подводят русский бизнес под санкции». Найти этот материал вы можете и на нашем сайте echo.msk.ru в разделе «Статья дня».

И я подвожу итоги голосования: 58% наших слушателей сказали, что санкции против государства вполне справедливы. 42% считают, что справедливым было бы ограничиться все-таки персональными санкциями.

Меня зовут Алексей Соломин. Это была программа «Рикошет». Спасибо, что слушали нас и смотрели на YouTube-канале «Эхо Москвы». Всего доброго, счастливо!

Источник