Москва: +7 495 234 4959 Санкт-Петербург: +7 812 740 5823 Лондон: +44 (0) 7384 418877

Комментарий Старшего партнера компании Pen&Paper Константина Добрынина к статье "В Петербург за долгом в миллиард вернулся владелец завода "ЛИВИЗ"". "Деловой Петербург", 12 октября 2010 года

Топ-менеджеры "ЛИВИЗа" получили "подарок" за свою работу. Владелец ЗАО "Ливиз" Александр Сабадаш решил взыскать 964 млн рублей с тех, кто на него работал 14 лет.

В Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти поступил иск лондонской фирмы Princemount Trade Ltd к трем топ–менеджерам ЗАО "Ливиз" — гендиректору Юрию Никулину, председателю совета директоров Анатолию Широкову и миноритарному акционеру Владимиру Шаршову.

Фирма, связанная, по данным участников рынка, с бывшим сенатором от Ненецкого автономного округа Александром Сабадашем, требует взыскать с топ–менеджеров "Ливиза" 964,9 млн рублей.

Причина раскола в команде некогда крупнейшего в Петербурге производителя водки, сплоченно прошедшей сквозь тяжбы с налоговой и уголовное дело, покрыта завесой тайны.

Как уверяет Юрий Никулин, для него этот иск как гром среди ясного неба. Он бессменно руководит заводом с 1988 года. Владимир Шаршов и Анатолий Широков всегда были преданными Александру Сабадашу акционерами и обеспечивали ему контроль над предприятием.

По словам Юрия Никулина, формальная причина, указанная в иске: основной акционер обвинил их в убытках компании, приведших к банкротству. "Он хочет повесить на нас все долги перед налоговой и поставщиками, заявляя, будто это мы какими–то своими махинациями и уходом от налогов привели компанию к разорению, — говорит Юрий Никулин. — Но уже было уголовное дело, меня 3 года судили, и суд признал, что никаких махинаций мы не делали".

Связаться с Александром Сабадашем не удалось. Он является гражданином США (что послужило в том числе поводом к лишению его полномочий сенатора в 2006 года, спустя 3 года после назначения на этот пост) и обычно находится за рубежом. Но источник, близкий к экс–сенатору, сообщил, что он часто посещает Петербург.

Эксперты единодушны: экономического смысла в этом иске нет, так как взыскать такую гигантскую сумму с физлиц практически нереально. "Вполне возможно, что мы видим внутренний конфликт с менеджментом, который стал публичным, - рассуждает старший партнер Pen&Paper Константин Добрынин. - Понимая лоббистский потенциал г-на Сабадаша и его разноплановый опыт (в том числе юридический) его оппонентам скучать не придеться. Впрочем, далеко не факт, что целью его здесь являются деньги".

Судя по словам Юрия Никулина, акционер хочет взыскать с него недополученную прибыль, налог с которой ФНС требует в рамках дела о банкротстве "Ливиза". Эти требования появились в 2006 году, после налоговой проверки. По ее результатам было возбуждено уголовное дело в отношении Юрия Никулина. Ему вменялось искусственное снижение прибыли завода почти на 1 млрд рублей за счет закупки упаковки через цепь посредников–однодневок. Из–за этого якобы ФНС недополучила 220 млн рублей налога на прибыль. В мае 2009 года суд полностью оправдал Юрия Никулина.

Между тем за время рассмотрения уголовного дела ЗАО "Ливиз" заявило о банкротстве. За контроль над банкротным процессом структурам Александра Сабадаша (лондонским фирмам Astromex, Uniplus и Princemount) пришлось бороться с крупнейшими кредиторами — ФНС (долг — 350 млн рублей) и ООО "Русский стандарт водка" Рустама Тарико (долг — 150 млн рублей).

Эта борьба шла с переменным успехом в течение почти 3 лет. Но недавно в ней наступил переломный момент: Высший арбитражный суд удовлетворил жалобу "Русского стандарта" на включение Astromex в реестр кредиторов. Теперь, по мнению экспертов, исключение этой фирмы, а за ней и других офшоров из реестра — дело времени. По словам экспертов, "Русский стандарт" и ФНС теперь могут получить контроль над банкротством "Ливиза" и смогут инициировать в отношении собственников завода уголовное дело о попытке преднамеренного банкротства.

Павел Горошков