Москва: +7 495 234 4959 Санкт-Петербург: +7 812 740 5823 Лондон: +44 (0) 7384 418877

Алексей Добрынин разъяснил последствия возможного признания ФБК экстремистской организацией

О проверке, которую начала прокуратура Москвы, стало известно в первых числах апреля. Уже признанная «иностранным агентом» и часто подвергающийся обыскам и другим действиям правоохранительных органов НКО на этот раз может столкнуться с проблемами, с которыми до сих пор не имела дела: признание организации «экстремистской» означает его полную ликвидацию, а также уголовное преследование его участников. Подробно о возможных последствиях для ФБК «МБХ медиа» рассказал Алексей Добрынин, управляющей партнер Санкт-Петербургского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper. 

Что произошло 

О том, что ФБК проверяют на экстремизм, его директор Иван Жданов рассказал в прямом эфире на Youtube-канале «Navalny Live». «К нам пришли с проверкой, и эта проверка может быть интересной. Фонд борьбы с коррупцией теперь подозревается, оказывается, в экстремизме», – заявил он. – Понятная история, что что-то готовят. Очередную какую-то такую подлость. Обвинить нас в экстремистской деятельности, что ли». 

В эфире «Navalny Live» показали копию документа – решения о проведении проверки от 26 марта за подписью зампрокурора Москвы. В этом документе указано, что предметом проверки служит «исполнение законодательства о некоммерческих организациях и противодействии экстремистской деятельности». Директор ФБК Жданов должен предоставить всю информацию о ФБК: о том, кто входит в состав участников и руководящих органов, об источниках финансирования, а еще – отчеты о расходовании средств и внутренние положения организации. Поводом для проверки стала «информация о нарушениях». Жданов сообщил, что эти документы ФБК проверяющим предоставит. 

Глава сети штабов Навального Леонид Волков считает, что эта проверка может быть направлена на разрушение системы пожертвований ФБК. Об этом он сообщил изданию Znak.com: «Я думаю, что рациональный смысл может быть в этом. Ну и в целом это запугивание всех доноров потенциальным включением в список „спонсоров экстремизма“ со всеми вытекающими», – сказал Волков изданию. 

Что будет, если ФБК признают экстремистской организацией

Алексей Добрынин, управляющей партнер Санкт-Петербургского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper

– По каким критериям в ходе проверки определяется «экстремистский характер» того или иного сообщества?

– По закону «О противодействии экстремистской деятельности», для признания организации экстремистской существует достаточно много оснований. От очевидно запрещенных и уголовно-наказуемых фактов пропаганды терроризма и возбуждения национальной розни до довольно оценочных. Например, преследования в своей деятельности целей изменения основ конституционного строя, фактов публичных обвинений должностных лиц госорганов в совершении преступлений, финансировании либо получении финансирования от запрещенных организаций.

Эти факты устанавливаются в ходе прокурорских проверок, которые могут быть инициированы как самостоятельно, так и по информации от следственных органов МВД, ФСБ, СК РФ и Министерства юстиции.

Также действующее законодательство предусматривает такое понятие как «экстремистское сообщество» (ст. 282.1 УК). Речь идет об ОПГ, созданной со специальной целью – совершать преступления экстремистской направленности, то есть по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды. Или по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Исходя из сложившейся судебной практики, критерий отнесения сообщества к экстремистскому – это преступление группы лиц, которые являются членами сообщества. Как правило, признание организации именно экстремистским сообществом должно сопровождаться уголовным преследованием его участников за экстремистские преступления.

– Что грозит организации, если ее признают экстремистской?

– Если организация является юрлицом – она будет ликвидирована. В остальных случаях деятельность объединения будет запрещена судебным решением по заявлению прокурора. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидированной экстремистской организации обращается в собственность государства.

– Может ли такая организация функционировать на территории России?

– Продолжение и возобновление деятельности, вопреки принятому судебному решению о ликвидации, является уголовно наказуемым по ст. 282.2 УК РФ («Организация деятельности экстремистской организации»). Любые собрания, вовлечение новых членов, издание информационных материалов после решения о признании организации экстремистской может повлечь наказание до 10 лет лишения свободы для организаторов и до 6 лет – для участников таких мероприятий.

– Должны ли другие лица, упоминающие экстремистскую организацию, делать об этом специальную отметку?

– После вступления решения суда в законную силу представители СМИ и другие лица, ссылающиеся на данную организацию в публичном поле, обязаны упоминать о том, что эта организация ликвидирована, а ее деятельность запрещена (ст. 4 ФЗ «О СМИ»).

– Отправлять пожертвования экстремистской организации тоже будет нельзя? Что теоретически может быть с теми, кто отправит «донат» организации с таким статусом?

– Финансирование экстремистских организаций также является преступлением — ст. 282.3 УК РФ («Финансирование экстремистской деятельности»). Верховный Суд РФ разъяснил, что это могут быть, например, систематические отчисления или разовый взнос в общую кассу, приобретение недвижимости или оплата стоимости ее аренды. Поэтому перечисление средств в такую организацию человеком, которому известно о запрете ее деятельности, образует самостоятельный состав преступления.

Источник