Москва: +7 495 234 4959 Санкт-Петербург: +7 812 740 5823 Лондон: +44 (0) 7384 418877

Антон Именнов о конфликте вокруг "Северного Потока - 2"

Строительный флот газопровода «Северный поток – 2» стал объектом демонстраций со стороны военных кораблей и гражданских судов, преимущественно польских. Директор компании – оператора проекта Nord Stream 2 AG Андрей Минин заявил 1 апреля, что «спланированные провокации» осуществляются рыболовецкими судами, военными кораблями, подлодками и самолетами. «Это, пожалуй, первый и беспрецедентный случай подобного рода в истории», – заявил он агентству «Интерфакс».

28 марта в охранной зоне трубоукладочного судна «Фортуна» и вовсе появилась неопознанная подводная лодка. Как сообщил Минин, действия подлодки могли вывести из строя якорную систему позиционирования «Фортуны», что привело бы к аварийному разрушению трубопровода.

На следующий день возле «Фортуны» выполнял маневры польский военный корабль, судно обеспечения «Спасатель Караев» было вынуждено его сопровождать. Помимо этого во второй половине марта участились пролеты иностранной авиации над трубоукладочными судами. В частности, зону укладки регулярно облетает польский патрульный самолет М-28. Военный атташе Польши в России полковник Мирослав Чарнота заявил «Ведомостям», что не осведомлен о действиях польских ВМС и авиации в районе строительства.

Самый серьезный инцидент, как стало известно вчера из заявления компании-оператора, произошел больше месяца назад, 22 февраля. Тогда в охранной зоне работ польское рыболовное судно совершило навал на российский корабль снабжения «Владислав Стрижев». Капитан польского судна вышел на связь и признал свою вину, однако менеджер Nord Stream 2 AG полагает, что под удар могла попасть трубоукладочная баржа «Фортуна». Nord Stream 2 AG через консульство в Германии заявила морской протест Варшаве.

По данным, обнародованным Nord Stream 2 AG, строительство трубопровода сейчас завершено на 95%, осталось проложить всего 121 км. В Германии уже подготавливают коммуникации, которые будут принимать экспортируемый из России газ. Позиция Берлина по «Северному потоку – 2» много лет вызывает недовольство Вашингтона. 28 марта госсекретарь США Энтони Блинкен пообещал в интервью телеканалу CNN наращивать санкционное давление на компании, участвующие в его строительстве. Официальный представитель МИД ФРГ Андреа Зассе заявила 29 марта, что Берлин принял слова Блинкена к сведению, однако позицию по «Северному потоку – 2» не изменил.

Как отмечает старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Дмитрий Офицеров-Бельский, действия польских ВМС в зоне строительства «Северного потока – 2» – исключительно демонстративная акция. «Полякам нужно, чтобы эта тема была на виду. Они хотят показать, что стоят на страже Европы, что есть страны, которые выступают против «Северного потока – 2», – поясняет эксперт. По мнению Офицерова-Бельского, за этой демонстрацией не стоит «ничего глубинного» и польский флот не сможет доставить реальных проблем при строительстве трубопровода.

Стоит напомнить, что 15 января 2021 г. вступило в силу выданное в конце прошлого года разрешение морского управления Дании на строительство этого газопровода в исключительной экономической зоне страны. В уведомлении датского ведомства сообщалось, что в связи с прокладкой трубопровода вокруг судов будет создана временная запретная зона, в пределах которой невозможно плавание, ныряние, якорная стоянка, рыбная ловля, а также работы на морском дне. Защитная зона простирается на 200 м с каждой стороны веток газопровода.

По словам члена Ассоциации юристов России Дмитрия Уварова, трубопроводы, проложенные через территории двух и более государств, еще в 1958 г. были признаны объектами международного права. Прокладку трубопроводов регулирует Конвенция ООН по морскому праву от 1982 г. Примечательно, что участники конвенции должны принимать меры, предусматривающие наказание за разрыв или повреждение подводных кабелей и трубопроводов. Нарушители будут вынуждены взять на себя расходы по ремонту. Управление трансграничными трубопроводами на этапах сооружения и эксплуатации должно основываться на применимых нормах национального права соответствующих государств, а также на нормах международного права. При этом, замечает Уваров, по каждому такому трубопроводу достигаются конкретные индивидуальные соглашения. При строительстве трубопровода очерчивается 1,5-мильная зона, доступ в которую посторонним судам запрещен. В случае если военное судно повредит имущество страны, прокладывающей трубопровод, государству – собственнику причинившего вред корабля можно предъявить иск.

Трубопровод проходит через исключительные экономические зоны и территориальные воды пяти стран – Германии, Дании, России, Финляндии и Швеции, говорит управляющий партнер Pen & Paper Антон Именнов. Необходимо установить, в какой зоне произошло столкновение, от этого будет зависеть, какие государства станут сторонами спора, поясняет юрист. При этом он обращает внимание на то, что военные суда не попадают под ограничения судоходства, поскольку остановка военного судна – это casus belli: военный корабль любого государства не подлежит юрисдикции иностранного государства. Любые спорные вопросы, возникающие в связи с деятельностью военного корабля, решаются дипломатическим путем.

Если произошло столкновение на море, владелец судна, которому причинен ущерб, имеет право на получение страхового возмещения, продолжает Именнов. После выплаты возмещения страховщик сам должен взыскивать сумму ущерба с государства, под флагом которого ходит судно или военный корабль, причинившие ущерб. Страховщик может обратиться в постоянную палату третейского суда в Гааге, Международный трибунал по морскому праву или потребовать создать ad hoc трибунал, заключает эксперт.

В подготовке статьи участвовал Матвей Катков

Источник