Москва: +7 495 234 4959 Санкт-Петербург: +7 812 740 5823 Лондон: +44 (0) 7384 418877

Комментарий Анатолия Логинова о дальнейших перспективах делах Серебренникова

В среду Мещанский суд Москвы вернул дело «Седьмой студии» обратно в Генпрокуратуру на доработку следствием обвинительного заключения: судья заявила, что сейчас в деле есть «существенные противоречия». Несмотря на то что со всех обвиняемых сняты меры пресечения, адвокаты подсудимых считают, что до развязки еще далеко. Скорее всего, дело будут дорасследовать до конца года, после чего меры пресечения могут вернуть.

Детали. На 44-м заседании суда по делу «Седьмой студии» судья Ирина Аккуратова поставила вопрос о возвращении дела против режиссера Кирилла Серебренникова, бывшего директора «Гоголь-центра» Алексея Малобродского, экс-сотрудницы Минкультуры Софьи Апфельбаум и бывшего гендиректора «Седьмой студии» Юрия Итина в прокуратуру. По мнению судьи, следствие не устранило ошибки, из-за которых в обвинении появились несоответствия:

Во-первых, гособвинение не указало в заключении, «в чем выразились противоправные действия обвиняемых» и какие мероприятия, указанные в финансовых отчетах, на самом деле не были выполнены обвиняемыми и «Седьмой студией».

Во-вторых, следствие называет цифру хищений в 133 млн рублей, однако при сложении отдельных операций, которые упоминает следствие, сумма выходит другая.

Наконец, прокуратура не уточнила роль каждого из обвиняемых в преступлении, конкретный период противоправных действий.

История. Летом 2017 года прокуратура возбудила дело по хищению 133 млн рублей, выделенных государством «Седьмой студии» Серебренникова на проект «Платформа» с 2011 по 2014 года. По делу проходят пять человек, только один фигурант, бывший главбух «Седьмой студии» Нина Масляева, признала вину и согласилась сотрудничать со следствием.

Еще в начале февраля судья Ирина Аккуратова инициировала назначение по делу новой финансовой экспертизы. Тогда же она вынесла решение по изменению меры пресечения Серебренникову, Итину и Апфельбаум с домашнего ареста на подписку о невыезде.

Результаты экспертизы показали, что реализация проектов, аналогичных проектам «Седьмой студии» за 2011–2014 годы, может быть оценена в 260 млн рублей, а государство выделило на них почти на 40 млн рублей меньше. По мнению адвокатов фигурантов дела, это доказывает, что «ничего украдено из бюджета не было».

В апреле дело Масляевой (оно теперь рассматривается в особом порядке) суд возвратил в прокуратуру, поскольку обвиняемая не могла назвать точно все обстоятельства преступления. 

Что дальше. У обвиняемых не было единой позиции по поводу решения судьи о возвращении дела в прокуратуру. Апфельбаум и Итин на суде не возражали, но Малобродский настаивал на окончательном оправдательном приговоре. Серебренников сказал судье: «Как надо, так и делайте».

«У меня особой радости нет. Это лучше, чем обвинительный приговор, но меня тревожит, что нельзя невиновных людей просто оправдать. Сейчас дело возвращается в те же руки, которые нас обвиняли», — сказала адвокат Апфельбаум Ирина Поверинова.

Итин напомнил, что решение суда вступает в силу через 10 дней, до этого у прокуроров есть возможность оспорить постановление.

Скорее всего, прокуратура не будет оспаривать дело, а предпочтет дорабатывать его до конца года, сказал The Bell адвокат коллегии Pen & Paper Анатолий Логинов. «Пока непонятно, носят ли ошибки обвинения технический характер или там действительно есть недоработки в плане доказательств, но, скорее всего, следователь попросит три месяца на дополнительное расследование», — считает он. На суде представители обвинения возражали против возвращения в прокуратуру. Когда дело вернут обратно в суд, обвинение, скорее всего, снова попросит принять меры пресечения хотя бы в виде подписки о невыезде. «Логика обвинения проста: есть подсудимый — должна быть мера пресечения», — объясняет он.

Лада Шамардина

 Источник